Обратный звонок
Меню

Обточка колесных пар: что это и для чего она нужна

Колесные пары — один из самых важных элементов подвижного состава железнодорожного транспорта. Они обеспечивают движение вагонов, локомотивов и тепловозов, взаимодействуя с рельсами и обеспечивая стабильность движения. В процессе эксплуатации колесные пары подвергаются значительным нагрузкам, и со временем происходит естественный износ как гребня колесной пары, так и поверхности катания. Для поддержания исправности и безопасности подвижного состава необходима такая услуга, как обточка колесных пар.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой обточка колесных пар, какие виды обточки существуют, а также какие станки используются для выполнения этой операции. Разберемся, как именно эта услуга помогает поддерживать техническую исправность колесных пар, где она применяется и какие станки производства Новые лазерные технологии подходят для различных предприятий.

Обточка колесных пар: что это и для чего она нужна

Что такое обточка колесных пар?

Обточка колесных пар — это процесс обработки колесных пар с целью восстановления их геометрических характеристик. В ходе работы осуществляется точная обработка поверхности колес, что позволяет вернуть им первоначальные размеры, улучшить контакт с рельсами и обеспечить оптимальные условия для безопасного и эффективного движения.

Обточка колесных пар может включать следующие операции:

  • Удаление дефектов с поверхности колес – таких как ползун, выщербина, кольцевая выработка,
  • Не полнопрофильная обточка используется в случаях устранения остроконечного наката на вершине гребня,
  • Восстановление необходимых параметров диаметра и профиля колес
  • Увеличение толщины гребня колеса,
  • Обеспечение точности и требуемой разности диаметров между в одной колесной паре, в тележке и в целом по вагону.

Этот процесс необходим для продления срока службы колесных пар и повышения безопасности железнодорожных перевозок.

Для чего нужны колесные пары?

Колесные пары — это важнейший компонент железнодорожного транспорта. Они состоят из двух колес, которые жестко соединены осью и обеспечивают движение подвижного состава. Колесные пары передают тяговые силы от локомотива  на рельсы, что позволяет двигаться по железнодорожным путям.

Для транспортных средств, таких как вагон, локомотив и тепловоз, колесные пары играют ключевую роль в:

  • Обеспечении стабильности и безопасности движения, 

  • Устойчивости на кривых участках пути,

  • Поддержании необходимого уровня сцепления с рельсами.

Как только колесные пары начинают изнашиваться, появляется необходимость в их ремонте или замене. Один из способов продлить срок службы колесных пар — это обточка колесных пар.

Особенно интенсивно изнашивается гребень колеса на участках кривых малого радиуса.

Обточка колесных пар без выкатки

Обточка колесных пар без выкатки — это процесс, при котором колесная пара не выкатывается из-под локомотива и в основном исторически применяется при обточке колесных пар локомотива без выкатки ввиду трудоемкости выкатки колесо-моторного блока (КМБ). Согласно РАСПОРЯЖЕНИЮ от 22 декабря 2016 г. N 2631р. Об утверждении инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава данный вид ремонта называется ТО-4 – «Обточка колесных пар без выкатки».

ТО-4 позволяет сократить время ремонта и повысить его эффективность,  а так же не экипировать ремонтную канаву скатоподъемником. Этот метод используется, когда необходимо выполнить точную обработку колесных пар, не выкатывая их из-под локомотива, что бывает удобным для многих предприятий.

Особенности обточки колесных пар без выкатки:

  • Возможность работы без выкатки колесной пары

  • Снижение времени на ремонт

  • Повышение экономической эффективности

Обточка колесных пар без выкатки применяется, как правило, в депо, где необходим быстрый ремонт без вывода подвижного состава из эксплуатации, но бывают и аварийные ремонты в полевых условиях с применением мобильных колесотокарных станков.

Обычно это требуется при достижении предельного значения по толщине гребня и может привести к сходу локомотива с рельсов, либо при наличии предельно больших дефектов на поверхности колеса – ползуны.

Обточка колесных пар с выкаткой

Обточка колесных пар с выкаткой традиционно применяется на ремонтных вагоноремонтных предприятиях для обточки колесных пар грузовых вагонов, так как процесс выкатки колесной пары из-под вагона не является таким трудоемким, как выкатка из-под локомотива. Такие станки в том числе используются и на локомотиворемонтных сервисных депо, для проведения обточки выкаченного КМБ.

Виды станков для обточки колесных пар

Для проведения обточки колесных пар используется специализированное оборудование, которое позволяет выполнять работу с высокой точностью. На современном рынке существуют различные виды станков для обточки колесных пар, и важно выбрать оборудование, которое будет максимально подходить для ваших нужд.

Вот несколько типов станков для обточки колесных пар:

  • Мобильные колесотокарные станки — это станки токарной группы, позволяют проводить обточку колесных пар прямо на месте, в том числе в полевых условиях,  что делает их удобными для использования в условиях депо и на железнодорожных станциях. Компания «Новые лазерные технологии» выпускает несколько модификаций мобильных колесотокарных станков без выкатки, но флагманскими моделями являются МКС 83.00 с весом 83 кг и возможностью перевозки в багажнике легкового автомобиля и двухсуппортная модель  серии МКС 83.00-2, позволяющая достичь максимальной производительности в условиях депо.

  • Стационарные колесотокарные станки — используются для более сложных и производительных операций обточки, когда нужно провести обточку большого количества колесных пар.

На нашем предприятии производятся как высококачественные мобильные колесотокарные станки серии МКС, которые способны обрабатывать колесные пары с высокой точностью и минимальными затратами времени, так и производительные стационарные колесотокарные станки как с выкаткой, так и без выкатки колесной пары, станки серии СКС. Эти станки можно использовать для обточки колесных пар в различных условиях, включая те, которые требуют минимизации времени простоя подвижного состава.

Преимущества обточки колесных пар

Обточка колесных пар имеет несколько явных преимуществ:

  • Увеличение срока службы колесных пар — восстановление геометрии колесных пар позволяет значительно продлить срок их эксплуатации.

  • Повышение безопасности движения — правильная обработка колесных пар улучшает их контакт с рельсами, что способствует безопасности движения.

Экономия средств — обточка колесных пар позволяет избежать полной замены изношенных колес, что значительно дешевле, стоимость перебандажировки достаточно велика.

Заключение

Обточка колесных пар — это неотъемлемая часть процесса обслуживания и ремонта железнодорожного транспорта, обеспечивающая долгосрочную эксплуатацию подвижного состава. С помощью высококачественных мобильных и стационарных станков производства «Новые лазерные технологии» можно выполнять точную и эффективную обработку колесных пар, что повышает безопасность, экономичность и надежность железнодорожных перевозок.

Если вам требуются станки для обточки колесных пар для вашего подвижного состава, обратитесь в нашу компанию, и мы предложим вам подходящее оборудование исходя из требуемого объема обточки и ваших пожеланий.

Рекомендуем почитать

Освидетельствование колесных пар
3 июня 2025 г.
Освидетельствование колесных пар

Колесные пары являются важнейшим элементом железнодорожного подвижного состава, обеспечивая передачу усилия от двигателя к рельсам и поддерживая стабильность движения. Их исправное состояние напрямую влияет на безопасность, надежность и экономичность эксплуатации железнодорожного транспорта. Поэтому регулярное освидетельствование колесных пар — обязательная процедура, направленная на выявление дефектов и предотвращение аварийных ситуаций.

Константин Чернов
Неисправности колесных пар
11 марта 2025 г.
Неисправности колесных пар

Качество и безопасность поездок на железнодорожном транспорте во многом зависит от технического состояния колесных пар.

Константин Чернов
Первые шаги с мобильным колесотокарным станком МКС 83.00: новый этап в обслуживании колесных пар пассажирских вагонов
18 ноября 2024 г.
Первые шаги с мобильным колесотокарным станком МКС 83.00: новый этап в обслуживании колесных пар пассажирских вагонов
Константин Чернов