Обточка колесных пар: что это и для чего она нужна
Колесные пары — один из самых важных элементов подвижного состава железнодорожного транспорта. Они обеспечивают движение вагонов, локомотивов и тепловозов, взаимодействуя с рельсами и обеспечивая стабильность движения. В процессе эксплуатации колесные пары подвергаются значительным нагрузкам, и со временем происходит естественный износ как гребня колесной пары, так и поверхности катания. Для поддержания исправности и безопасности подвижного состава необходима такая услуга, как обточка колесных пар.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой обточка колесных пар, какие виды обточки существуют, а также какие станки используются для выполнения этой операции. Разберемся, как именно эта услуга помогает поддерживать техническую исправность колесных пар, где она применяется и какие станки производства Новые лазерные технологии подходят для различных предприятий.

Что такое обточка колесных пар?
Обточка колесных пар — это процесс обработки колесных пар с целью восстановления их геометрических характеристик. В ходе работы осуществляется точная обработка поверхности колес, что позволяет вернуть им первоначальные размеры, улучшить контакт с рельсами и обеспечить оптимальные условия для безопасного и эффективного движения.
Обточка колесных пар может включать следующие операции:
- Удаление дефектов с поверхности колес – таких как ползун, выщербина, кольцевая выработка,
- Не полнопрофильная обточка используется в случаях устранения остроконечного наката на вершине гребня,
- Восстановление необходимых параметров диаметра и профиля колес
- Увеличение толщины гребня колеса,
- Обеспечение точности и требуемой разности диаметров между в одной колесной паре, в тележке и в целом по вагону.
Этот процесс необходим для продления срока службы колесных пар и повышения безопасности железнодорожных перевозок.
Для чего нужны колесные пары?
Колесные пары — это важнейший компонент железнодорожного транспорта. Они состоят из двух колес, которые жестко соединены осью и обеспечивают движение подвижного состава. Колесные пары передают тяговые силы от локомотива на рельсы, что позволяет двигаться по железнодорожным путям.
Для транспортных средств, таких как вагон, локомотив и тепловоз, колесные пары играют ключевую роль в:
-
Обеспечении стабильности и безопасности движения,
-
Устойчивости на кривых участках пути,
-
Поддержании необходимого уровня сцепления с рельсами.
Как только колесные пары начинают изнашиваться, появляется необходимость в их ремонте или замене. Один из способов продлить срок службы колесных пар — это обточка колесных пар.
Особенно интенсивно изнашивается гребень колеса на участках кривых малого радиуса.
Обточка колесных пар без выкатки
Обточка колесных пар без выкатки — это процесс, при котором колесная пара не выкатывается из-под локомотива и в основном исторически применяется при обточке колесных пар локомотива без выкатки ввиду трудоемкости выкатки колесо-моторного блока (КМБ). Согласно РАСПОРЯЖЕНИЮ от 22 декабря 2016 г. N 2631р. Об утверждении инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава данный вид ремонта называется ТО-4 – «Обточка колесных пар без выкатки».
ТО-4 позволяет сократить время ремонта и повысить его эффективность, а так же не экипировать ремонтную канаву скатоподъемником. Этот метод используется, когда необходимо выполнить точную обработку колесных пар, не выкатывая их из-под локомотива, что бывает удобным для многих предприятий.
Особенности обточки колесных пар без выкатки:
-
Возможность работы без выкатки колесной пары
-
Снижение времени на ремонт
-
Повышение экономической эффективности
Обточка колесных пар без выкатки применяется, как правило, в депо, где необходим быстрый ремонт без вывода подвижного состава из эксплуатации, но бывают и аварийные ремонты в полевых условиях с применением мобильных колесотокарных станков.
Обычно это требуется при достижении предельного значения по толщине гребня и может привести к сходу локомотива с рельсов, либо при наличии предельно больших дефектов на поверхности колеса – ползуны.
Обточка колесных пар с выкаткой
Обточка колесных пар с выкаткой традиционно применяется на ремонтных вагоноремонтных предприятиях для обточки колесных пар грузовых вагонов, так как процесс выкатки колесной пары из-под вагона не является таким трудоемким, как выкатка из-под локомотива. Такие станки в том числе используются и на локомотиворемонтных сервисных депо, для проведения обточки выкаченного КМБ.
Виды станков для обточки колесных пар
Для проведения обточки колесных пар используется специализированное оборудование, которое позволяет выполнять работу с высокой точностью. На современном рынке существуют различные виды станков для обточки колесных пар, и важно выбрать оборудование, которое будет максимально подходить для ваших нужд.
Вот несколько типов станков для обточки колесных пар:
-
Мобильные колесотокарные станки — это станки токарной группы, позволяют проводить обточку колесных пар прямо на месте, в том числе в полевых условиях, что делает их удобными для использования в условиях депо и на железнодорожных станциях. Компания «Новые лазерные технологии» выпускает несколько модификаций мобильных колесотокарных станков без выкатки, но флагманскими моделями являются МКС 83.00 с весом 83 кг и возможностью перевозки в багажнике легкового автомобиля и двухсуппортная модель серии МКС 83.00-2, позволяющая достичь максимальной производительности в условиях депо.
-
Стационарные колесотокарные станки — используются для более сложных и производительных операций обточки, когда нужно провести обточку большого количества колесных пар.
На нашем предприятии производятся как высококачественные мобильные колесотокарные станки серии МКС, которые способны обрабатывать колесные пары с высокой точностью и минимальными затратами времени, так и производительные стационарные колесотокарные станки как с выкаткой, так и без выкатки колесной пары, станки серии СКС. Эти станки можно использовать для обточки колесных пар в различных условиях, включая те, которые требуют минимизации времени простоя подвижного состава.
Преимущества обточки колесных пар
Обточка колесных пар имеет несколько явных преимуществ:
-
Увеличение срока службы колесных пар — восстановление геометрии колесных пар позволяет значительно продлить срок их эксплуатации.
-
Повышение безопасности движения — правильная обработка колесных пар улучшает их контакт с рельсами, что способствует безопасности движения.
Экономия средств — обточка колесных пар позволяет избежать полной замены изношенных колес, что значительно дешевле, стоимость перебандажировки достаточно велика.
Заключение
Обточка колесных пар — это неотъемлемая часть процесса обслуживания и ремонта железнодорожного транспорта, обеспечивающая долгосрочную эксплуатацию подвижного состава. С помощью высококачественных мобильных и стационарных станков производства «Новые лазерные технологии» можно выполнять точную и эффективную обработку колесных пар, что повышает безопасность, экономичность и надежность железнодорожных перевозок.
Если вам требуются станки для обточки колесных пар для вашего подвижного состава, обратитесь в нашу компанию, и мы предложим вам подходящее оборудование исходя из требуемого объема обточки и ваших пожеланий.
Рекомендуем почитать
Колесные пары — это один из основных элементов подвижного состава, используемые в железнодорожном транспорте. Этот конструктив представляют собой напрессованных на ось 2 колеса, обеспечивающий надежное передвижение вагонов и локомотивов по рельсовому пути.