Контроль геометрических параметров колесных пар

- Введение
- Нормативная база
- Основные параметры измерения
- Причины возникновения аварийных ситуаций после проведенных измерений
- Известные случаи аварий
- Последствия некорректных измерений
- Меры предотвращения аварий
- Требования к проведению измерений
- Требования к исполнителям, кто проводит измерения
- Документальное оформление результатов измерений
- Современные измерительные приборы, на примере лазерного бесконтакного прибора Calipri C42:
- Сравнение с механическими шаблонами
- Методика работы с Calipri C42
- Преимущества Calipri C42
- Заключение
Введение
Контроль геометрических параметров колесных пар является важнейшим элементом обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта. Современные методы измерения позволяют точно определять все необходимые характеристики и своевременно выявлять дефекты.
Нормативная база
Инструкция по ремонту и освидетельствованию колесных пар тягового и моторвагонного подвижного состава, утвержденная приказом ОАО «РЖД» №805Р регламентирует:
-
Технические требования к ремонту
-
Правила технического содержания
-
Методики проведения измерений, в том числе прямо указывает на необходимость перехода к 2026 года на электронные средства измерения геометрических параметров колесных пар вместо механических шаблонов, в нашей статье мы особое внимание уделим лазерному беcконтактному измерительному прибору Calipri.
-
Порядок документирования результатов
Основные параметры измерения
Контролируемые характеристики:
-
Диаметр колес
-
Толщина гребня
-
Прокат колес
-
Вертикальный подрез гребня
-
Крутизна гребня
-
Наличие остроконечного наката
Причины возникновения аварийных ситуаций после проведенных измерений
Основные факторы риска:
-
Неправильная калибровка измерительных приборов
-
Нарушение методики проведения замеров
-
Недостаточная квалификация персонала
-
Игнорирование выявленных дефектов
-
Формальный подход к техническому осмотру
Известные случаи аварий
Железнодорожные происшествия
2012 год, Россия: крушение грузового состава из-за несвоевременного обнаружения дефекта колесной пары. Причина — некорректные замеры при техническом осмотре, когда дефектный участок был принят за допустимый износ.
2016 год, Украина: сход с рельсов пассажирского поезда. При расследовании установлено, что при последнем техническом осмотре были неправильно измерены параметры колесной пары, что привело к пропуску критического дефекта.
Метрополитеновские инциденты
2014 год, Москва: вынужденная остановка состава из-за повреждения колесной пары. Причиной стало неверное измерение толщины гребня при плановом ремонте.
2018 год, Санкт-Петербург: столкновение двух составов в метро. Расследование показало, что при последнем осмотре были неправильно задокументированы результаты измерений колесных пар.
Последствия некорректных измерений
Основные риски:
-
Сход состава с рельсов
-
Разрушение колесных пар
-
Повреждение инфраструктуры
-
Человеческие жертвы
-
Значительные материальные потери
Меры предотвращения аварий
Необходимые действия:
-
Регулярная поверка измерительных приборов
-
Повышение квалификации персонала
-
Внедрение автоматизированных систем контроля
-
Усиление контроля качества измерений
-
Внедрение систем видеонаблюдения при проведении осмотров
Требования к проведению измерений
Обязательные условия:
-
Строгое соблюдение методик измерений
-
Регулярная калибровка оборудования
-
Документирование всех результатов
-
Проверка квалификации персонала
-
Проведение периодических аудитов
Требования к исполнителям, кто проводит измерения
К проведению измерений допускаются:
-
Специально обученный персонал
-
Лица, сдавшие экзамены на знание инструкции
-
Работники, назначенные приказом начальника депо
Документальное оформление результатов измерений
Учет результатов:
-
Журнал формы ТУ-152
-
Карманная книжка формы ТУ-18
-
Книга учета формы ТУ-17
-
Книга записи ремонта формы ТУ-28
-
АРМ «Техник по замерам»
Статистика показывает, что большинство аварий, связанных с некорректными измерениями, можно предотвратить при условии:
-
Строгого соблюдения технологических процессов
-
Использования современного оборудования
-
Постоянного контроля качества работ
-
Повышения ответственности персонала
-
Внедрения систем двойного контроля
Безопасность движения напрямую зависит от качества проведения технических осмотров и точности измерений параметров колесных пар. Только комплексный подход к организации технического контроля может гарантировать предотвращение аварийных ситуаций.
Современные измерительные приборы, на примере лазерного бесконтакного прибора Calipri C42:
Технические характеристики:
-
Точность измерений: менее ±80 мкм
-
Повторяемость: менее ±35 мкм
-
Время работы от батареи: более 4 часов
-
Защита: IP54
-
Вес: 590 г
Функциональные возможности:
-
Бесконтактное измерение профиля колеса
-
Определение толщины обода
-
Измерение диаметра колес
-
Контроль расстояния между внутренним гранями колес
-
Оценка износов тормозных дисков
-
Измерение дефектов поверхности – глубина, ширина ползунов, выщербин, наваров.
-
Измерение радиального и осевого биения
В современном машиностроении важное значение имеют решения, компания Новые Лазерные Технологии значительно повышает точность и эффективность контроля геометрических параметров колесных пар. Эти инновации открывают новые горизонты для улучшения качества и надежности транспортных средств.
Сравнение с механическими шаблонами
Прибор CALIPRI позволяет отказаться от 6 механических шаблоны – «УТ-1», «И433.01.00, И433.02.00 Шаблон для измерения величины проката, ползуна, выбоин и толщины гребней бандажей колесных пар локомотивов», «И372.01.00 Толщиномер для определения толщины и местного уширения бандажей», «И477.00.01 Шаблон для контроля профиля локомотивных колес с гребнем толщиной 33 мм», «И536.00.00 Шаблон для измерения вертикального подреза гребня»
Прибор внесен в ИНСТРУКЦИЮ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 М №805р, утверждённую распоряжением ОАО «РЖД» от 14.04.2025 г. и входит в рекомендованный Перечень средств измерений и допускового контроля (Приложение Е (рекомендуемое) Перечень средств измерений и допускового контроля - страница 124 настоящей инструкции).
Межповерочный интервал – 1 раз в 2 года, в отличие от механических шаблонов, у которых необходимо производить поверку 2 раза в год (4 РАЗА НА НАЛОГИЧНОМ ПЕРИОДЕ В СРАВНЕНИИ С ПРИБОРОМ)
Параметр |
Calipri C42 |
Механические шаблоны |
Точность |
±80 мкм |
Зависит от износа |
Скорость |
Мгновенная обработка |
Ручная обработка |
Автоматизация |
Полная |
Ручная работа |
Документация |
Автоматическая |
Ручная запись |
Надежность |
Высокая |
Зависит от техника |
Методика работы с Calipri C42
Процесс измерения включает:
-
Создание плана измерений в Calipri Manager
-
Определение последовательности точек измерения
-
Настройка параметров и допусков
-
Проведение измерений с помощью поворотного движения датчика
-
Автоматическая коррекция наклонов и поворотов
-
Оценка результатов через ПО Calipri Portable Operator
-
Формирование отчетов и экспорт данных
Преимущества Calipri C42
Ключевые достоинства:
-
Исключение человеческого фактора
-
Высокая точность измерений
-
Межповерочный интервал – один раз в два года, в отличие от механических шаблонов, где шаблон надо поверять один раз в каждые 6 месяцев.
-
Автоматическая обработка данных
-
Возможность сохранения результатов
-
Простота использования
-
Универсальность применения
-
Ведение журналов измерений
-
Формирование электронных отчетов
-
Интеграция с существующими базами данных
-
Автоматическое сравнение с нормативами
Заключение
Calipri C42 представляет собой современное решение для комплексного контроля колесных пар, позволяющее:
-
Обеспечить высокую точность измерений
-
Сократить время на проведение проверок
-
Автоматизировать процесс контроля
-
Повысить объективность результатов
-
Обеспечить соответствие требованиям безопасности
Использование передовых измерительных систем, таких как Calipri C42, позволяет значительно повысить эффективность технического обслуживания железнодорожного подвижного состава и обеспечить безопасность движения.
Рекомендуем почитать
Эффективность работы на мобильном колесотокарном станке МКС 83.00 в АВСТРАЛИИ
В современном мире железнодорожный транспорт играет ключевую роль в обеспечении эффективных пассажирских и грузовых перевозок. В частности, пригородные электропоезда, такие как ЭП3Д ОАО "РЖД", ежедневно перевозят тысячи пассажиров, обеспечивая комфорт и безопасность на короткие и средние дистанции. Для поддержания такого уровня обслуживания необходимо регулярное техническое обслуживание подвижного состава, и одним из важнейших аспектов является обточка колесных пар.