Обратный звонок
Меню

Контроль геометрических параметров колесных пар

Контроль геометрических параметров колесных пар

Введение

Контроль геометрических параметров колесных пар является важнейшим элементом обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта. Современные методы измерения позволяют точно определять все необходимые характеристики и своевременно выявлять дефекты.

 

Нормативная база

Инструкция по ремонту и освидетельствованию колесных пар тягового и моторвагонного подвижного состава, утвержденная приказом ОАО «РЖД» №805Р регламентирует:

  • Технические требования к ремонту

  • Правила технического содержания

  • Методики проведения измерений, в том числе прямо указывает на необходимость перехода к 2026 года на электронные средства измерения геометрических параметров колесных пар вместо механических шаблонов, в нашей статье мы особое внимание уделим лазерному беcконтактному измерительному прибору Calipri.

  • Порядок документирования результатов

 

Основные параметры измерения

Контролируемые характеристики:

  • Диаметр колес

  • Толщина гребня

  • Прокат колес

  • Вертикальный подрез гребня

  • Крутизна гребня

  • Наличие остроконечного наката

 

Причины возникновения аварийных ситуаций после проведенных измерений

Основные факторы риска:

  • Неправильная калибровка измерительных приборов

  • Нарушение методики проведения замеров

  • Недостаточная квалификация персонала

  • Игнорирование выявленных дефектов

  • Формальный подход к техническому осмотру

 

Известные случаи аварий

Железнодорожные происшествия

2012 год, Россия: крушение грузового состава из-за несвоевременного обнаружения дефекта колесной пары. Причина — некорректные замеры при техническом осмотре, когда дефектный участок был принят за допустимый износ.

2016 год, Украина: сход с рельсов пассажирского поезда. При расследовании установлено, что при последнем техническом осмотре были неправильно измерены параметры колесной пары, что привело к пропуску критического дефекта.

Метрополитеновские инциденты

2014 год, Москва: вынужденная остановка состава из-за повреждения колесной пары. Причиной стало неверное измерение толщины гребня при плановом ремонте.

2018 год, Санкт-Петербург: столкновение двух составов в метро. Расследование показало, что при последнем осмотре были неправильно задокументированы результаты измерений колесных пар.

 

Последствия некорректных измерений

Основные риски:

  • Сход состава с рельсов

  • Разрушение колесных пар

  • Повреждение инфраструктуры

  • Человеческие жертвы

  • Значительные материальные потери

 

Меры предотвращения аварий

Необходимые действия:

  • Регулярная поверка измерительных приборов

  • Повышение квалификации персонала

  • Внедрение автоматизированных систем контроля

  • Усиление контроля качества измерений

  • Внедрение систем видеонаблюдения при проведении осмотров

 

Требования к проведению измерений

Обязательные условия:

  • Строгое соблюдение методик измерений

  • Регулярная калибровка оборудования

  • Документирование всех результатов

  • Проверка квалификации персонала

  • Проведение периодических аудитов

 

Требования к исполнителям, кто проводит измерения

К проведению измерений допускаются:

  • Специально обученный персонал

  • Лица, сдавшие экзамены на знание инструкции

  • Работники, назначенные приказом начальника депо

 

Документальное оформление результатов измерений

Учет результатов:

  • Журнал формы ТУ-152

  • Карманная книжка формы ТУ-18

  • Книга учета формы ТУ-17

  • Книга записи ремонта формы ТУ-28

  • АРМ «Техник по замерам»

 

Статистика показывает, что большинство аварий, связанных с некорректными измерениями, можно предотвратить при условии:

  • Строгого соблюдения технологических процессов

  • Использования современного оборудования

  • Постоянного контроля качества работ

  • Повышения ответственности персонала

  • Внедрения систем двойного контроля

Безопасность движения напрямую зависит от качества проведения технических осмотров и точности измерений параметров колесных пар. Только комплексный подход к организации технического контроля может гарантировать предотвращение аварийных ситуаций.

 

Современные измерительные приборы, на примере лазерного бесконтакного прибора Calipri C42:

Технические характеристики:

  • Точность измерений: менее ±80 мкм

  • Повторяемость: менее ±35 мкм

  • Время работы от батареи: более 4 часов

  • Защита: IP54

  • Вес: 590 г

Функциональные возможности:

  • Бесконтактное измерение профиля колеса

  • Определение толщины обода

  • Измерение диаметра колес

  • Контроль расстояния между внутренним гранями колес

  • Оценка износов тормозных дисков

  • Измерение дефектов поверхности – глубина, ширина ползунов, выщербин, наваров.

  • Измерение радиального и осевого биения

В современном машиностроении важное значение имеют решения, компания Новые Лазерные Технологии значительно повышает точность и эффективность контроля геометрических параметров колесных пар. Эти инновации открывают новые горизонты для улучшения качества и надежности транспортных средств.

Сравнение с механическими шаблонами

Прибор CALIPRI позволяет отказаться от 6 механических шаблоны – «УТ-1», «И433.01.00, И433.02.00 Шаблон для измерения величины проката, ползуна, выбоин и толщины гребней бандажей колесных пар локомотивов», «И372.01.00 Толщиномер для определения толщины и местного уширения бандажей», «И477.00.01 Шаблон для контроля профиля локомотивных колес с гребнем толщиной 33 мм», «И536.00.00 Шаблон для измерения вертикального подреза гребня»

Прибор внесен в ИНСТРУКЦИЮ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 М №805р, утверждённую распоряжением ОАО «РЖД» от 14.04.2025 г. и входит в рекомендованный Перечень средств измерений и допускового контроля (Приложение Е (рекомендуемое) Перечень средств измерений и допускового контроля - страница 124 настоящей инструкции).

Межповерочный интервал – 1 раз в 2 года, в отличие от механических шаблонов, у которых необходимо производить поверку 2 раза в год (4 РАЗА НА НАЛОГИЧНОМ ПЕРИОДЕ В СРАВНЕНИИ С ПРИБОРОМ)

Параметр

Calipri C42

Механические шаблоны

Точность

±80 мкм

Зависит от износа

Скорость

Мгновенная обработка

Ручная обработка

Автоматизация

Полная

Ручная работа

Документация

Автоматическая

Ручная запись

Надежность

Высокая

Зависит от техника

 

Методика работы с Calipri C42

Процесс измерения включает:

  • Создание плана измерений в Calipri Manager

  • Определение последовательности точек измерения

  • Настройка параметров и допусков

  • Проведение измерений с помощью поворотного движения датчика

  • Автоматическая коррекция наклонов и поворотов

  • Оценка результатов через ПО Calipri Portable Operator

  • Формирование отчетов и экспорт данных

 

Преимущества Calipri C42

Ключевые достоинства:

  • Исключение человеческого фактора

  • Высокая точность измерений

  • Межповерочный интервал – один раз в два года, в отличие от механических шаблонов, где шаблон надо поверять один раз в каждые 6 месяцев.

  • Автоматическая обработка данных

  • Возможность сохранения результатов

  • Простота использования

  • Универсальность применения

  • Ведение журналов измерений

  • Формирование электронных отчетов

  • Интеграция с существующими базами данных

  • Автоматическое сравнение с нормативами

 

Заключение

Calipri C42 представляет собой современное решение для комплексного контроля колесных пар, позволяющее:

  • Обеспечить высокую точность измерений

  • Сократить время на проведение проверок

  • Автоматизировать процесс контроля

  • Повысить объективность результатов

  • Обеспечить соответствие требованиям безопасности

Использование передовых измерительных систем, таких как Calipri C42, позволяет значительно повысить эффективность технического обслуживания железнодорожного подвижного состава и обеспечить безопасность движения.

 

Рекомендуем почитать

Толщина бандажа колесных пар
18 июня 2025 г.
Толщина бандажа колесных пар
Константин Чернов
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)
17 сентября 2024 г.
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)

Эффективность работы на мобильном колесотокарном станке МКС 83.00 в АВСТРАЛИИ

Константин Чернов
Использование мобильного двухсуппортного колесотокарного станка серии МКС 83.00-2 при обточке пригородного электропоезда ЭП3Д ОАО
10 июня 2024 г.
Использование мобильного двухсуппортного колесотокарного станка серии МКС 83.00-2 при обточке пригородного электропоезда ЭП3Д ОАО "РЖД"

В современном мире железнодорожный транспорт играет ключевую роль в обеспечении эффективных пассажирских и грузовых перевозок. В частности, пригородные электропоезда, такие как ЭП3Д ОАО "РЖД", ежедневно перевозят тысячи пассажиров, обеспечивая комфорт и безопасность на короткие и средние дистанции. Для поддержания такого уровня обслуживания необходимо регулярное техническое обслуживание подвижного состава, и одним из важнейших аспектов является обточка колесных пар.

Константин Чернов