Ползун на колесной паре: что это такое, причины, диагностика, допуски и способы устранения

Введение
Ползун — это тип повреждения беговой поверхности колесной пары железнодорожного подвижного состава, возникающий в результате блокировки колеса при движении. Это дефект, который может привести к серьезным последствиям, включая нарушение плавности хода, повреждение рельсового пути и угрозу безопасности движения поездов.
В этом материале разберёмся, что такое ползун, почему он возникает, как его диагностируют, какие допуски существуют, и какими способами устраняют этот дефект.
Что такое ползун?
Ползун — это участок на поверхности катания колеса, который подвергся интенсивному износу или локальному оплавлению из-за проскальзывания колеса по рельсу в заблокированном состоянии. На ощупь и визуально он может выглядеть как плоский, оплавленный или сплющенный участок.
Обычно длина ползуна составляет от нескольких сантиметров до десятков сантиметров, в зависимости от скорости, массы состава и длительности блокировки.
Причины появления ползуна
Ползун образуется в результате нарушения нормальной работы тормозной системы. Основные причины:
1. Блокировка колеса при торможении
— Самая распространённая причина. При неравномерной подаче тормозного воздуха или неисправности тормозной колодки колесо перестаёт вращаться и "буксует" по рельсу.
2. Неисправность тормозного оборудования
— Изношенные или заклинившие тормозные цилиндры, регуляторы, автоматические тормозные устройства.
3. Скользкие рельсы (листопад, наледь, влага)
— Сниженное сцепление усиливает риск блокировки колес при торможении.
4. Перегрузка вагона или неравномерное распределение массы
— Усиленное давление на отдельные оси может вызвать ползун.
5. Неисправности в автоматике или машинистское вмешательство
— Резкое торможение, особенно на высоких скоростях, при отключении противоюзной автоматики.
Как диагностируют ползун?
Диагностика осуществляется визуально и с использованием измерительного инструмента. Способы:
1. Визуальный осмотр колесной пары
— Ищут характерные плоские участки, повреждения металла, следы оплавления или искрообразования.
2. Измерение овальности колеса
— Проводится с помощью шаблонов, индикаторов часового типа или специальных измерительных приборов. Например, бесконтактный лазерный прибор Calipri позволяет проводить замер ползуна и получать значение его длины и глубины с возможностью дальнейшего протоколирование и сохранение.
3. Использование стационарных и передвижных комплексов контроля
— В крупных депо и на станциях применяются системы автоматического выявления ползунов при проходе состава.
4. Анализ шума и вибрации в движении
— Ползун вызывает характерный "ударный" ритм при качении — особенно заметный на скорости.
Допуски: когда ползун считается браковочным?
Согласно действующей инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава железных дорог ОАО «РЖД» №805 р от 14.04.2025 Основные нормативы по глубине ползуна
Для колесных пар ТПС со скоростью до 140 км/ч:
- Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 1,0 мм
Для локомотивов со скоростью 140-160 км/ч:
- Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 0,5 мм
Для локомотивов со скоростью свыше 160 км/ч:
- Ползуны не допускаются
Для МВПС со скоростью 140-200 км/ч:
- Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 0,5 мм
Правила следования при обнаружении ползуна
При обнаружении ползуна в пути следования разрешается:
Для локомотива и моторного вагона МВПС:
- При глубине менее 1 мм — следование без ограничения скорости (до конструкционной)
- При глубине более 1 до 2 мм — скорость не более 15 км/ч до ближайшей станции
- При глубине более 2 до 4 мм — скорость не более 10 км/ч до ближайшей станции
- При глубине более 4 мм — следование только до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч
Важно: при обнаружении ползуна необходимо произвести замену колесной пары на ближайшей станции.
Дополнительные требования
- Все ползуны требуют обязательной обточки при обнаружении в эксплуатации
- При превышении допустимых размеров необходима немедленная замена колесной пары
- Контроль глубины ползуна осуществляется при каждом техническом осмотре. Превышение допусков ведёт к биениям, неравномерному износу, угрозе разрушения диска колеса и другим серьёзным последствиям.
Способы устранения ползуна
1. Обточка колесной пары на станке:
o Самый распространённый способ устранения неравномерности поверхности.
o Производится на станках для обточки колесных пар, без выкатки как на мобильных, так и на стационарных подрельсовых, а так же на станках с выкаткой колесной пары. Все данные станки выпускает наше предприятие – мобильные станки серии МКС 83.00, МКС 83.00-2, и стационарные серии СКС 83.00-2, СКС 83.00-4.
2. Замена колесной пары:
o При наличии глубоких повреждений, трещин или при исчерпании минимального диаметра.
3. Ремонт тормозной системы:
o Устранение причин, вызвавших блокировку колеса.
4. Профилактика и регламентное обслуживание:
o Регулярный контроль и обслуживание тормозной и пневматической систем.
o Использование устройств контроля проскальзывания (аналог ABS для железнодорожного транспорта).
Заключение
Ползун на колесной паре — это не просто дефект, а потенциально опасная неисправность, которую нельзя игнорировать. Своевременная диагностика, соблюдение технических допусков и грамотное обслуживание позволяют избежать серьёзных последствий и продлить срок службы подвижного состава.
Если ваша организация сталкивается с проблемой ползунов регулярно, важно не только устранять последствия, но и выявлять первопричины — будь то неисправности тормозной системы или условия эксплуатации.
Рекомендуем почитать
Качество и безопасность поездок на железнодорожном транспорте во многом зависит от технического состояния колесных пар.