Обратный звонок
Меню

Ползун на колесной паре: что это такое, причины, диагностика, допуски и способы устранения

Ползун на колесной паре: что это такое, причины, диагностика, допуски и способы устранения

Введение

Ползун — это тип повреждения беговой поверхности колесной пары железнодорожного подвижного состава, возникающий в результате блокировки колеса при движении. Это дефект, который может привести к серьезным последствиям, включая нарушение плавности хода, повреждение рельсового пути и угрозу безопасности движения поездов.

В этом материале разберёмся, что такое ползун, почему он возникает, как его диагностируют, какие допуски существуют, и какими способами устраняют этот дефект.

Что такое ползун?

Ползун — это участок на поверхности катания колеса, который подвергся интенсивному износу или локальному оплавлению из-за проскальзывания колеса по рельсу в заблокированном состоянии. На ощупь и визуально он может выглядеть как плоский, оплавленный или сплющенный участок.

Обычно длина ползуна составляет от нескольких сантиметров до десятков сантиметров, в зависимости от скорости, массы состава и длительности блокировки.

Причины появления ползуна

Ползун образуется в результате нарушения нормальной работы тормозной системы. Основные причины:

 

1.    Блокировка колеса при торможении
— Самая распространённая причина. При неравномерной подаче тормозного воздуха или неисправности тормозной колодки колесо перестаёт вращаться и "буксует" по рельсу.

2.    Неисправность тормозного оборудования
— Изношенные или заклинившие тормозные цилиндры, регуляторы, автоматические тормозные устройства.

3.    Скользкие рельсы (листопад, наледь, влага)
— Сниженное сцепление усиливает риск блокировки колес при торможении.

4.    Перегрузка вагона или неравномерное распределение массы
— Усиленное давление на отдельные оси может вызвать ползун.

5.    Неисправности в автоматике или машинистское вмешательство
— Резкое торможение, особенно на высоких скоростях, при отключении противоюзной автоматики.

Как диагностируют ползун?

Диагностика осуществляется визуально и с использованием измерительного инструмента. Способы:

 

1.    Визуальный осмотр колесной пары
— Ищут характерные плоские участки, повреждения металла, следы оплавления или искрообразования.

2.    Измерение овальности колеса
— Проводится с помощью шаблонов, индикаторов часового типа или специальных измерительных приборов. Например, бесконтактный лазерный прибор Calipri позволяет проводить замер ползуна и получать значение его длины и глубины с возможностью дальнейшего протоколирование и сохранение.

3.    Использование стационарных и передвижных комплексов контроля
— В крупных депо и на станциях применяются системы автоматического выявления ползунов при проходе состава.

4.    Анализ шума и вибрации в движении
— Ползун вызывает характерный "ударный" ритм при качении — особенно заметный на скорости.

Допуски: когда ползун считается браковочным?

Согласно действующей инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава железных дорог ОАО «РЖД» №805 р от 14.04.2025 Основные нормативы по глубине ползуна

Для колесных пар ТПС со скоростью до 140 км/ч:

  • Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 1,0 мм

Для локомотивов со скоростью 140-160 км/ч:

  • Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 0,5 мм

Для локомотивов со скоростью свыше 160 км/ч:

  • Ползуны не допускаются

Для МВПС со скоростью 140-200 км/ч:

  • Запрещается эксплуатация при глубине ползуна более 0,5 мм

Правила следования при обнаружении ползуна

При обнаружении ползуна в пути следования разрешается:

Для локомотива и моторного вагона МВПС:

  • При глубине менее 1 мм — следование без ограничения скорости (до конструкционной)
  • При глубине более 1 до 2 мм — скорость не более 15 км/ч до ближайшей станции
  • При глубине более 2 до 4 мм — скорость не более 10 км/ч до ближайшей станции
  • При глубине более 4 мм — следование только до ближайшей станции со скоростью 10 км/ч

Важно: при обнаружении ползуна необходимо произвести замену колесной пары на ближайшей станции.

Дополнительные требования

  • Все ползуны требуют обязательной обточки при обнаружении в эксплуатации
  • При превышении допустимых размеров необходима немедленная замена колесной пары
  • Контроль глубины ползуна осуществляется при каждом техническом осмотре. Превышение допусков ведёт к биениям, неравномерному износу, угрозе разрушения диска колеса и другим серьёзным последствиям.

Способы устранения ползуна

1.    Обточка колесной пары на станке:

o   Самый распространённый способ устранения неравномерности поверхности.

o   Производится на станках для обточки колесных пар, без выкатки как на мобильных, так и на стационарных подрельсовых, а так же на станках с выкаткой колесной пары. Все данные станки выпускает наше предприятие – мобильные станки серии МКС 83.00, МКС 83.00-2, и стационарные серии СКС 83.00-2, СКС 83.00-4.

2.    Замена колесной пары:

o   При наличии глубоких повреждений, трещин или при исчерпании минимального диаметра.

3.    Ремонт тормозной системы:

o   Устранение причин, вызвавших блокировку колеса.

4.    Профилактика и регламентное обслуживание:

o   Регулярный контроль и обслуживание тормозной и пневматической систем.

o   Использование устройств контроля проскальзывания (аналог ABS для железнодорожного транспорта).

Заключение

Ползун на колесной паре — это не просто дефект, а потенциально опасная неисправность, которую нельзя игнорировать. Своевременная диагностика, соблюдение технических допусков и грамотное обслуживание позволяют избежать серьёзных последствий и продлить срок службы подвижного состава.

Если ваша организация сталкивается с проблемой ползунов регулярно, важно не только устранять последствия, но и выявлять первопричины — будь то неисправности тормозной системы или условия эксплуатации.

Рекомендуем почитать

Толщина бандажа колесных пар
18 июня 2025 г.
Толщина бандажа колесных пар
Константин Чернов
Неисправности колесных пар
11 марта 2025 г.
Неисправности колесных пар

Качество и безопасность поездок на железнодорожном транспорте во многом зависит от технического состояния колесных пар.

Константин Чернов
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)
17 сентября 2024 г.
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)

Эффективность работы на мобильном колесотокарном станке МКС 83.00 в АВСТРАЛИИ

Константин Чернов