Обратный звонок
Меню

Что такое колесные пары?

Колесные пары — это один из основных элементов подвижного состава, используемые в железнодорожном транспорте. Этот конструктив представляют собой напрессованных на ось 2 колеса, обеспечивающий надежное передвижение вагонов и локомотивов по рельсовому пути.

Что такое колесные пары?

Колесные пары — это один из основных элементов подвижного состава, используемые в железнодорожном транспорте. Этот конструктив представляют собой напрессованных на ось 2 колеса, обеспечивающий надежное передвижение вагонов и локомотивов по рельсовому пути. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство колесных пар, их виды, применение, а также важность технического обслуживания.

Из чего состоит колесная пара

Колесная пара состоит из следующих ключевых компонентов:

  • Колесо:
    • Механический элемент, выполненный из высокопрочной стали.
    • Имеют специальные различные профили для обеспечения оптимального сцепления с рельсами, например для локомотивов ДМеТи, ГОСТ, Зинюка-Никитского
    • Подвергаются термической обработке для повышения прочности и износостойкости.
  • Ось колесной пары:
    • Центральный элемент, соединяющий два колеса.
    • Обеспечивает передачу крутящего момента от приводного механизма на колеса в случае наличия тягового электродвигателя или просто удерживают вагон на рельсовом полотне в случае немоторной колесной пары.
    • Изготавливается из стали, обладает высокой прочностью на сжатие и изгиб.
  • Подшипники:
    • Используются для вращения колес.
    • Важны для обеспечения стабильности и долговечности колесной пары.
    • Выполняют функцию подавления вибраций и удержания осевого положения.
  • Крепежные элементы:
    • Обеспечивают надёжное соединение всех компонентов колесной пары, например, буксовый узел
    • Должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и механическим повреждениям.
    • В последнее время многие собственники колесных пар вынашивают идею размещения RFID-меток на колесных парах, чтобы иметь возможность контролировать их местонахождение, ремонты, исключая риск потерь.
  • Функции колесных пар:
    • Передача движения: Колесные пары обеспечивают передачу тягового усилия от локомотива к рельсам, что позволяет поезду двигаться.
    • Обеспечение устойчивости: Колеса стабилизируют вагон на рельсах, предотвращая его сход с пути.
    • Поглощение нагрузок: Колесные пары принимают на себя динамические и статические нагрузки, обеспечивая безопасное движение поезда.
  • Влияние на безопасность:
    • Безопасность пассажиров и грузов непосредственно зависит от состояния колесных пар. Изношенные или поврежденные колесные пары могут привести к авариям и катастрофам. Поэтому регулярный осмотр и обслуживание этих деталей является приоритетной задачей.
    • В России данные о крушениях подвижного состава, связанных с проблемами колесных пар, доступны через отчеты Международного союза железных дорог (МСЖД). В 2021 году, например, было зафиксировано 1709 случаев серьезных происшествий на железнодорожном транспорте, что на 9% меньше по сравнению с 2019 годом1. В 2022 году число смертельных случаев составило 999 человек.
    • Эти данные показывают, что, несмотря на снижение общего числа происшествий, проблемы с колесными парами остаются значимым фактором безопасности на железнодорожном транспорте.
  • Экономическая эффективность:
    • Снижение износа рельсов: Качественные колесные пары меньше изнашивают рельсы, что сокращает расходы на их обслуживание и замену.
    • Энергоэффективность: Хорошее состояние колесных пар способствует снижению сопротивления качению, что уменьшает потребление топлива или электроэнергии.

Зачем выполняют обточку колесных пар

Обточка колесных пар является важным процессом, который помогает поддерживать геометрию и рабочие характеристики колес. Основные причины для выполнения обточки:

  • Поддержание эксплуатационных геометрических параметров: Обточка устраняет браковочные геометрические параметры по профилю колеса и износы, в результате чего колеса сохраняют допустимую в эксплуатации форму.
  • Коррекция отклонений от округлости и образовавшихся дефектов: Позволяет исправить деформации колес, возникающие в процессе эксплуатации, устранить образовавшиеся ползуны, выщербины, кольцевые выработки.
  • Увеличение срока службы: Регулярные профилактические обточки колесных пар продлевает срок службы колесной пары, тем самым увеличивая «жизненный цикл» колеса, то есть количество километров пробега на 1 колесо. Цена локомотивной (вагонная колесная пара из-за отсутствия зубчатого колеса и конструктивно проще дешевле) колесной пары может значительно варьироваться в зависимости от типа, состояния и производителя. Вот примерные цены для локомотивных колесных пар в России:
  • Ремонтопригодные колесные пары (не освидетельствованные):
    • Толщина обода 30-34 мм: около 100,000 руб.
    • Толщина обода 35-39 мм: около 150,000 руб.
    • Толщина обода 40-44 мм: около 155,000 руб.
    • Толщина обода 45-49 мм: около 160,000 руб.
    • Толщина обода 50-54 мм: около 170,000 руб.
      Толщина обода 55-59 мм: около 180,000 руб.
    • Толщина обода 60-64 мм: около 185,000 руб.
    • Толщина обода 65-69 мм: около 190,000 руб.
    • Толщина обода 70+ мм: около 195,000 руб.
  • Отремонтированные колесные пары (освидетельствованные):
    • Толщина обода 26-29 мм: около 90,000 руб.
    • Толщина обода 30-34 мм: около 170,000 руб.
    • Толщина обода 35-39 мм: около 195,000 руб.
    • Толщина обода 40-44 мм: около 215,000 руб.
    • Толщина обода 45-49 мм: около 225,000 руб.
    • Толщина обода 50-54 мм: около 230,000 руб.

Эти цены могут изменяться в зависимости от рыночных условий и спроса.

  • Обточка колесных пар производится на колесотокарных или колесофрезерных станках.

Существует несколько типов колесотокарных станков, используемых для обработки колесных пар на железнодорожном транспорте. Они различаются по конструкции, принципу работы и функциональности. 

Основные типы включают:

  1. Традиционные колесотокарные станки:
    • Эти станки имеют стандартную конфигурацию для обточки колес и могут выполнять основные операции по восстановлению профиля.
    • Традиционные колесотокарные станки делят на стационарные станки подрельсового типа и стационарные колесотокарные станки с выкаткой.
  2. Мобильные или портативные колесотокарные станки для обработки колесных пар без выкатки:
    • Разработаны для обработки колес локомотива непосредственно без выкатки колесной пары
    • Возможно применение в полевых условиях без наличия смотровой канавы.
    • Чаще всего используется в условиях небольшого локомотивного парка с нерегулярными обточками.

Выбор типа колесотокарного станка зависит от конкретных потребностей и условий работы на железнодорожном предприятии.

Текущее состояние станочного парка по обточке колесных пар

На сегодняшний день станочный парк для обточки колесных пар включает разнообразные модели и типы оборудования, от традиционных колесотокарных станков до современных систем с числовым программным управлением (ЧПУ). Тем не менее, большинство из этих станков имеют значительный возраст, что сказывается на их производительности и надежности. 

  1. Старение оборудования:
    • Многие станки были установлены еще в советское время и за период своего использования износились. Эти морально и физически устаревшие станки могут не обеспечивать требуемую точность и качество обработки колес. Пример, станок КЗТС 1836 производства Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС)
  2. Недостаток модернизации:
    • Оборудование, требующее обновлений или замены, часто остается без необходимых вложений. Это приводит к снижению общей производительности и увеличению времени на обточку.
  3. Разнообразие технологий:
    • Применение устаревших технологий обточки может ограничивать возможности повышения производительности и внедрения новых материалов в конструкцию колес.

Проблемы высокого износа станков

Высокий уровень износа станков затрагивает как производственные процессы, так и эксплуатационную безопасность. Основные проблемы, связанные с износом станков, включают:

  1. Увеличение времени простоя:
    • Изношенное оборудование требует частого обслуживания и ремонта, что приводит к простоям подвижного состава и снижению его производительности.
  2. Снижение качества обработки:
    • В результате износа суппортов станков может возникать ухудшение качества обточки колес, что непосредственно влияет на безопасность движения поездов.
  3. Увеличение эксплуатационных затрат:
    • Постоянные ремонты и техническое обслуживание увеличивают затраты на эксплуатацию оборудования, что негативно сказывается на финансовом состоянии железнодорожных предприятий.
  4. Проблемы с кадрами:
    • Операторы и технический персонал, работающие на старом оборудовании, могут сталкиваться с трудностями в освоении новых технологий, что создает затруднения в процессе повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод. что состояние станочного парка по обточке колесных пар требует серьезного внимания со стороны железнодорожных компаний и органов управления. Необходимы инвестиции в модернизацию и обновление оборудования, а также внедрение современных технологий, чтобы повышать эффективность и качество обработки колесных пар. Это обеспечит не только безопасность и надежность железнодорожного транспорта, но и повысит конкурентоспособность отрасли в целом.

Какие виды колесных пар бывают? 

Колесные пары можно классифицировать по нескольким критериям:

  1. По типу подвижного состава:
    • Вагонные колесные пары: Применяются в грузовых и пассажирских вагонах. Данный тип колесных пар как правило не имеют тягового электродвигателя на оси. Обслуживание и ремонт колесных пар данного вида производится согласно действующему руководящему документу РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) ММ
    • Локомотивные колесные пары: Применяются для работы при высоких тяговых нагрузках и ускорениях. Имеют более мощные оси и колеса большего диаметра: 1080 мм для колес маневровых локомотивов и 1250 мм для магистральных локомотивов. Обслуживание и ремонт колесных пар данного вида производится согласно действующему РАСПОРЯЖЕНИЮ от 22 декабря 2016 г. N 2631р. Об утверждении инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава
  2. По конструкции:
    • Цельнокатаные колесные пары: Используются в большинстве современных поездов.
    • Бандажные колесные пары: Применяются для локомотивных колесных пар – состоят из бандажного центра и напрессованного на него бандажа.
  3. По применению:
    • Специальные колесные пары: Например, для трамваев, которые имеют самый малый диаметр или колесные пары метрополитена, которые работают при интенсивных условиях разгона-торможения при передвижения вагона метро между станциями.

Неисправности колесных пар

Неисправности колесных пар могут существенно повлиять на безопасность и эффективность работы подвижного состава. Основные виды неисправностей включают:

  • Износ геометрических параметров колесных пар: Влияет на безопасность движения и может приводит к сходам подвижного состава.
  • Деформации оси колесной пары: Могут привести так же к сходу подвижного состава.
  • Проблемы с подшипниками: Перегрев подшипников может привести к заклиниванию подшипника.

Техническое обслуживание и ремонт

Поддержание колесной пары в исправном состоянии включает:

  • Регулярные осмотры: Проверка на наличие трещин, износа и других повреждений.
  • Обточка колесных пар: выполняется либо по графику, либо совмещается с другими видами ремонта, например ТР-1 локомотива, либо по достижению предельного износа геометрических параметров , чтобы предотвратить серьёзные повреждения.
  • Осмотр и смазка подшипников: Обеспечение должного уровня смазки для уменьшения трения и износа.
  • Замену вышедших из строя элементов: Быстрая реакция на обнаруженные неисправности.

Кто производит колеса для колесных пар в России?

Кроме Выксунского металлургического завода (входит в ОМК) и Евраза, другими крупными производителями железнодорожных колес в России являются:

  1. Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) - разрабатывает и производит инновационные колеса для грузовых вагонов.

  2. Металлургический завод «Аллегро» - также входит в холдинг ЕВРАЗ и производит колеса для железнодорожного транспорта.

Эти компании обеспечивают значительную часть потребностей российского рынка в железнодорожных колесах.

Заключение

Колесные пары играют критическую роль в функционировании железнодорожного транспорта. Понимание их устройства, использования и важности технического обслуживания поможет сохранить надёжность и безопасность подвижного состава. Инвестирование в правильное обслуживание колесных пар не только увеличивает срок службы, но и жизненно важно с точки зрения безопасности движения.

Рекомендуем почитать

Обточка колесных пар: что это и для чего она нужна
6 февраля 2025 г.
Обточка колесных пар: что это и для чего она нужна

Колесные пары — один из самых важных элементов подвижного состава железнодорожного транспорта. Они обеспечивают движение вагонов, локомотивов и тепловозов, взаимодействуя с рельсами и обеспечивая стабильность движения. В процессе эксплуатации колесные пары подвергаются значительным нагрузкам, и со временем происходит естественный износ как гребня колесной пары, так и поверхности катания. Для поддержания исправности и безопасности подвижного состава необходима такая услуга, как обточка колесных пар.

В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой обточка колесных пар, какие виды обточки существуют, а также какие станки используются для выполнения этой операции. Разберемся, как именно эта услуга помогает поддерживать техническую исправность колесных пар, где она применяется и какие станки производства Новые лазерные технологии подходят для различных предприятий.

Константин Чернов
Создаем связи:  встреча с потенциальными покупателями
25 ноября 2024 г.
Создаем связи: встреча с потенциальными покупателями
Константин Чернов
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)
17 сентября 2024 г.
Мал, да удал МКС 83.00! (география поставок расширена до АВСТРАЛИИ)

Эффективность работы на мобильном колесотокарном станке МКС 83.00 в АВСТРАЛИИ

Константин Чернов