Что такое колесные пары?
Колесные пары — это один из основных элементов подвижного состава, используемые в железнодорожном транспорте. Этот конструктив представляют собой напрессованных на ось 2 колеса, обеспечивающий надежное передвижение вагонов и локомотивов по рельсовому пути.

Колесные пары — это один из основных элементов подвижного состава, используемые в железнодорожном транспорте. Этот конструктив представляют собой напрессованных на ось 2 колеса, обеспечивающий надежное передвижение вагонов и локомотивов по рельсовому пути. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство колесных пар, их виды, применение, а также важность технического обслуживания.
Из чего состоит колесная пара
Колесная пара состоит из следующих ключевых компонентов:
- Колесо:
- Механический элемент, выполненный из высокопрочной стали.
- Имеют специальные различные профили для обеспечения оптимального сцепления с рельсами, например для локомотивов ДМеТи, ГОСТ, Зинюка-Никитского
- Подвергаются термической обработке для повышения прочности и износостойкости.
- Ось колесной пары:
- Центральный элемент, соединяющий два колеса.
- Обеспечивает передачу крутящего момента от приводного механизма на колеса в случае наличия тягового электродвигателя или просто удерживают вагон на рельсовом полотне в случае немоторной колесной пары.
- Изготавливается из стали, обладает высокой прочностью на сжатие и изгиб.
- Подшипники:
- Используются для вращения колес.
- Важны для обеспечения стабильности и долговечности колесной пары.
- Выполняют функцию подавления вибраций и удержания осевого положения.
- Крепежные элементы:
- Обеспечивают надёжное соединение всех компонентов колесной пары, например, буксовый узел
- Должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и механическим повреждениям.
- В последнее время многие собственники колесных пар вынашивают идею размещения RFID-меток на колесных парах, чтобы иметь возможность контролировать их местонахождение, ремонты, исключая риск потерь.
- Функции колесных пар:
- Передача движения: Колесные пары обеспечивают передачу тягового усилия от локомотива к рельсам, что позволяет поезду двигаться.
- Обеспечение устойчивости: Колеса стабилизируют вагон на рельсах, предотвращая его сход с пути.
- Поглощение нагрузок: Колесные пары принимают на себя динамические и статические нагрузки, обеспечивая безопасное движение поезда.
- Влияние на безопасность:
- Безопасность пассажиров и грузов непосредственно зависит от состояния колесных пар. Изношенные или поврежденные колесные пары могут привести к авариям и катастрофам. Поэтому регулярный осмотр и обслуживание этих деталей является приоритетной задачей.
- В России данные о крушениях подвижного состава, связанных с проблемами колесных пар, доступны через отчеты Международного союза железных дорог (МСЖД). В 2021 году, например, было зафиксировано 1709 случаев серьезных происшествий на железнодорожном транспорте, что на 9% меньше по сравнению с 2019 годом1. В 2022 году число смертельных случаев составило 999 человек.
- Эти данные показывают, что, несмотря на снижение общего числа происшествий, проблемы с колесными парами остаются значимым фактором безопасности на железнодорожном транспорте.
- Экономическая эффективность:
- Снижение износа рельсов: Качественные колесные пары меньше изнашивают рельсы, что сокращает расходы на их обслуживание и замену.
- Энергоэффективность: Хорошее состояние колесных пар способствует снижению сопротивления качению, что уменьшает потребление топлива или электроэнергии.
Зачем выполняют обточку колесных пар
Обточка колесных пар является важным процессом, который помогает поддерживать геометрию и рабочие характеристики колес. Основные причины для выполнения обточки:
- Поддержание эксплуатационных геометрических параметров: Обточка устраняет браковочные геометрические параметры по профилю колеса и износы, в результате чего колеса сохраняют допустимую в эксплуатации форму.
- Коррекция отклонений от округлости и образовавшихся дефектов: Позволяет исправить деформации колес, возникающие в процессе эксплуатации, устранить образовавшиеся ползуны, выщербины, кольцевые выработки.
- Увеличение срока службы: Регулярные профилактические обточки колесных пар продлевает срок службы колесной пары, тем самым увеличивая «жизненный цикл» колеса, то есть количество километров пробега на 1 колесо. Цена локомотивной (вагонная колесная пара из-за отсутствия зубчатого колеса и конструктивно проще дешевле) колесной пары может значительно варьироваться в зависимости от типа, состояния и производителя. Вот примерные цены для локомотивных колесных пар в России:
- Ремонтопригодные колесные пары (не освидетельствованные):
- Толщина обода 30-34 мм: около 100,000 руб.
- Толщина обода 35-39 мм: около 150,000 руб.
- Толщина обода 40-44 мм: около 155,000 руб.
- Толщина обода 45-49 мм: около 160,000 руб.
- Толщина обода 50-54 мм: около 170,000 руб.
Толщина обода 55-59 мм: около 180,000 руб. - Толщина обода 60-64 мм: около 185,000 руб.
- Толщина обода 65-69 мм: около 190,000 руб.
- Толщина обода 70+ мм: около 195,000 руб.
- Отремонтированные колесные пары (освидетельствованные):
- Толщина обода 26-29 мм: около 90,000 руб.
- Толщина обода 30-34 мм: около 170,000 руб.
- Толщина обода 35-39 мм: около 195,000 руб.
- Толщина обода 40-44 мм: около 215,000 руб.
- Толщина обода 45-49 мм: около 225,000 руб.
- Толщина обода 50-54 мм: около 230,000 руб.
Эти цены могут изменяться в зависимости от рыночных условий и спроса.
- Обточка колесных пар производится на колесотокарных или колесофрезерных станках.
Существует несколько типов колесотокарных станков, используемых для обработки колесных пар на железнодорожном транспорте. Они различаются по конструкции, принципу работы и функциональности.
Основные типы включают:
- Традиционные колесотокарные станки:
- Эти станки имеют стандартную конфигурацию для обточки колес и могут выполнять основные операции по восстановлению профиля.
- Традиционные колесотокарные станки делят на стационарные станки подрельсового типа и стационарные колесотокарные станки с выкаткой.
- Мобильные или портативные колесотокарные станки для обработки колесных пар без выкатки:
- Разработаны для обработки колес локомотива непосредственно без выкатки колесной пары
- Возможно применение в полевых условиях без наличия смотровой канавы.
- Чаще всего используется в условиях небольшого локомотивного парка с нерегулярными обточками.
Выбор типа колесотокарного станка зависит от конкретных потребностей и условий работы на железнодорожном предприятии.
Текущее состояние станочного парка по обточке колесных пар
На сегодняшний день станочный парк для обточки колесных пар включает разнообразные модели и типы оборудования, от традиционных колесотокарных станков до современных систем с числовым программным управлением (ЧПУ). Тем не менее, большинство из этих станков имеют значительный возраст, что сказывается на их производительности и надежности.
- Старение оборудования:
- Многие станки были установлены еще в советское время и за период своего использования износились. Эти морально и физически устаревшие станки могут не обеспечивать требуемую точность и качество обработки колес. Пример, станок КЗТС 1836 производства Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС)
- Недостаток модернизации:
- Оборудование, требующее обновлений или замены, часто остается без необходимых вложений. Это приводит к снижению общей производительности и увеличению времени на обточку.
- Разнообразие технологий:
- Применение устаревших технологий обточки может ограничивать возможности повышения производительности и внедрения новых материалов в конструкцию колес.
Проблемы высокого износа станков
Высокий уровень износа станков затрагивает как производственные процессы, так и эксплуатационную безопасность. Основные проблемы, связанные с износом станков, включают:
- Увеличение времени простоя:
- Изношенное оборудование требует частого обслуживания и ремонта, что приводит к простоям подвижного состава и снижению его производительности.
- Снижение качества обработки:
- В результате износа суппортов станков может возникать ухудшение качества обточки колес, что непосредственно влияет на безопасность движения поездов.
- Увеличение эксплуатационных затрат:
- Постоянные ремонты и техническое обслуживание увеличивают затраты на эксплуатацию оборудования, что негативно сказывается на финансовом состоянии железнодорожных предприятий.
- Проблемы с кадрами:
- Операторы и технический персонал, работающие на старом оборудовании, могут сталкиваться с трудностями в освоении новых технологий, что создает затруднения в процессе повышения квалификации.
Таким образом, можно сделать вывод. что состояние станочного парка по обточке колесных пар требует серьезного внимания со стороны железнодорожных компаний и органов управления. Необходимы инвестиции в модернизацию и обновление оборудования, а также внедрение современных технологий, чтобы повышать эффективность и качество обработки колесных пар. Это обеспечит не только безопасность и надежность железнодорожного транспорта, но и повысит конкурентоспособность отрасли в целом.
Какие виды колесных пар бывают?
Колесные пары можно классифицировать по нескольким критериям:
- По типу подвижного состава:
- Вагонные колесные пары: Применяются в грузовых и пассажирских вагонах. Данный тип колесных пар как правило не имеют тягового электродвигателя на оси. Обслуживание и ремонт колесных пар данного вида производится согласно действующему руководящему документу РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОЛЕСНЫХ ПАР С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) ММ
- Локомотивные колесные пары: Применяются для работы при высоких тяговых нагрузках и ускорениях. Имеют более мощные оси и колеса большего диаметра: 1080 мм для колес маневровых локомотивов и 1250 мм для магистральных локомотивов. Обслуживание и ремонт колесных пар данного вида производится согласно действующему РАСПОРЯЖЕНИЮ от 22 декабря 2016 г. N 2631р. Об утверждении инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава
- По конструкции:
- Цельнокатаные колесные пары: Используются в большинстве современных поездов.
- Бандажные колесные пары: Применяются для локомотивных колесных пар – состоят из бандажного центра и напрессованного на него бандажа.
- По применению:
- Специальные колесные пары: Например, для трамваев, которые имеют самый малый диаметр или колесные пары метрополитена, которые работают при интенсивных условиях разгона-торможения при передвижения вагона метро между станциями.
Неисправности колесных пар
Неисправности колесных пар могут существенно повлиять на безопасность и эффективность работы подвижного состава. Основные виды неисправностей включают:
- Износ геометрических параметров колесных пар: Влияет на безопасность движения и может приводит к сходам подвижного состава.
- Деформации оси колесной пары: Могут привести так же к сходу подвижного состава.
- Проблемы с подшипниками: Перегрев подшипников может привести к заклиниванию подшипника.
Техническое обслуживание и ремонт
Поддержание колесной пары в исправном состоянии включает:
- Регулярные осмотры: Проверка на наличие трещин, износа и других повреждений.
- Обточка колесных пар: выполняется либо по графику, либо совмещается с другими видами ремонта, например ТР-1 локомотива, либо по достижению предельного износа геометрических параметров , чтобы предотвратить серьёзные повреждения.
- Осмотр и смазка подшипников: Обеспечение должного уровня смазки для уменьшения трения и износа.
- Замену вышедших из строя элементов: Быстрая реакция на обнаруженные неисправности.
Кто производит колеса для колесных пар в России?
Кроме Выксунского металлургического завода (входит в ОМК) и Евраза, другими крупными производителями железнодорожных колес в России являются:
-
Нижнетагильский металлургический комбинат (ЕВРАЗ НТМК) - разрабатывает и производит инновационные колеса для грузовых вагонов.
- Металлургический завод «Аллегро» - также входит в холдинг ЕВРАЗ и производит колеса для железнодорожного транспорта.
Эти компании обеспечивают значительную часть потребностей российского рынка в железнодорожных колесах.
Заключение
Колесные пары играют критическую роль в функционировании железнодорожного транспорта. Понимание их устройства, использования и важности технического обслуживания поможет сохранить надёжность и безопасность подвижного состава. Инвестирование в правильное обслуживание колесных пар не только увеличивает срок службы, но и жизненно важно с точки зрения безопасности движения.
Рекомендуем почитать
Качество и безопасность поездок на железнодорожном транспорте во многом зависит от технического состояния колесных пар.